О деятельности организаций для детей-сирот

30.03.2015

С 01.09.2015 вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481, которым утверждено <Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей>.

По сравнению с действующими в настоящее время <Требованиями к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей>, которые утратят силу соответственно 01.09.2015, новое Положение значительно подробнее регламентирует работу всех организаций для детей вышеуказанной категории, прежде всего, определяя какие именно организации к ним относятся, а именно: образовательные, медицинские и организации, оказывающие социальные услуги. В отличие от существующих Требований Положение определяет общие виды деятельности для вышеуказанных организаций (перечень значительно расширен), а также профильные цели с учетом типа каждой из них.

Более того, Положением подробно регламентирован указанный в бланкетных нормах Семейного кодекса Российской Федерации порядок устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также детей, имеющих законных представителей, которые не могут исполнять свои обязанности, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном случае речь идет не только об обязательном перечне документов, но и, прежде всего, об основаниях помещения, которые выражаются в акте органа опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, а в отношении <родительских детей> в виде заявления законного представителя и соглашения между последним, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, сразу после его выявления может быть помещен под надзор в организацию для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о его временном там пребывании.

Положение императивно возлагает на организацию для детей-сирот обязанность составления индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка, который подлежит пересмотру не реже одного раза в полугодие. Кроме того, в Положении в отличие от действующих в настоящее время Требований сформулированы окончательно правила устройства детей с организацию для детей-сирот исходя из критерия <возраста детей>.

Согласно новому Положению проживание детей должно организовываться по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу. Более того, вводятся ограничения не только в части количественного наполнения вышеуказанных воспитательных групп (8 человек, а в группах с детьми до 4 лет - 6 человек), перевода детей из одной группы в другую, но и в отношении замещения педагогических работников, закрепленных за воспитательной группой (выполняющих также функции воспитателей, индивидуальных кураторов (наставников) детей). Так, в соответствии с Положением подобное замещение педагогических работников работниками из других воспитательных групп допускается лишь в случае увольнения работников, их болезни или отпуска.

Общая социальная направленность анализируемого документа выражается также в подробном описании характера работы организации для детей-сирот в сфере реализации прав несовершеннолетних на контактирование с родственниками, иными значимыми для детей лицами (друзьями, соседями и др.), за исключением случаев, когда такое общение запрещено органами опеки и попечительства ввиду того, что оно противоречит интересам детей. Также на организацию для детей-сирот Правительством Российской Федерации возлагается полномочие по обеспечению комфортных условий для посещения детей получившими в установленном порядке направление лицами, желающими усыновить (удочерить) или взять ребенка под опеку (возможность посетить должна быть организована не менее 3 раз в неделю, включая выходные и праздничные дни, а в будние дни - в вечернее время.

Данные меры, предусмотренные Положением, максимально подчеркивают характер вступающего с 01.09.2015 документа, нацеленного на реализацию одной из главных задач семейного законодательства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - максимально возможное сокращение сроков пребывания детей в организациях для детей-сирот (временное пребывание) и их жизнеустройство на воспитание в семью. 

                                                                                                            По информации Рыбинской прокуратуры

1714648284